Работы по установке винтовых свай и бурению скважин при строительстве вдольтрассовой ВЛ-10 кВ магистрального трубопровода на Ванкорском месторождении.
Ввод в эксплуатацию Ванкорского месторождения поможет России переломить наметившуюся тенденцию замедления темпов роста добычи нефти. |
Таким образом, реализация Ванкорского проекта представляет собой важную часть энергетической стратегии России, направленной на обеспечение национальной и глобальной энергетической безопасностиВанкор смело можно назвать интеграционным проектом для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Нефть месторождения послужит основой для заполнения первой очереди строящейся трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Этот проект позволит укрепить экономическое единство регионов России, будет способствовать развитию сопутствующих производств – перевалки, нефтепереработки, нефтехимии, электроэнергетики.
Ванкор и другие месторождения Восточной Сибири обеспечат России стабильно высокие объемы добычи нефти и ее поставок в страны АТР на долгосрочную перспективу. В частности, сырье Ванкора станет главным источником для поставок в КНР (с 2011 года планируется отправлять в Китай порядка 15 млн. тонн нефти в год) и на проектируемый Приморский НПЗ мощностью 20 млн. тонн нефти в год. Таким образом, Россия сможет закрепиться на перспективном и быстрорастущем рынке стран АТР, обеспечив свои геополитические интересы в регионе. Учитываются также и растущие потребности в энергоносителях российского Дальнего Востока.
Ванкор вносит серьезный вклад в развитие не только нефтегазового комплекса страны, но и ряда других отраслей российской экономики. В России произведено более 80% закупленного в рамках реализации проекта оборудования, в том числе уникального, сделанного на заказ.
Разработку Ванкорского месторождения, извлекаемые запасы которого оцениваются в настоящее время в 520 млн. тонн нефти и 95 млрд. кубометров газа ведёт дочернее предприятие «Роснефти» – ЗАО «Ванкорнефть». Предполагается, что доразведка лицензионных участков вокруг месторождения позволит существенно нарастить запасы провинции.
Ванкорское месторождение было открыто еще в 1988 году, однако активных работ по его освоению не велось. В 2003 году «Роснефть» стала первой российской компанией, осуществившей поглощение иностранной компании, акции которой обращались на Лондонской фондовой бирже, что и позволило ей получить права на разработку месторождения.
После этого на месторождении начались активные работы. Объем капиталовложений в Ванкор, осуществленных «Роснефтью» по состоянию на август 2009 года, составил более 200 млрд. руб.
Стоит отметить, что при существующих ценах на нефть, реализация проекта обеспечит суммарные налоговые поступления в бюджеты различных уровней в размере 4,5 трлн. руб., что составляет почти половину годового бюджета Российской Федерации.
Добыча нефти на месторождении составляет в настоящий момент 18 тыс. тонн в сутки и будет доведена к концу года до 30 тыс. тонн. Всего в 2009 году на Ванкоре планируется добыть около 3 млн. тонн сырья. Ожидается, что на пике добычи из недр будет извлекаться 25,5 млн. тонн нефти в год.
Транспортировка нефти будет осуществляться по собственному трубопроводу «Роснефти» диаметром 820 мм и протяженностью около 556 км – до нефтеперекачивающей станции (НПС) в Пурпе (Ямало-Ненецкий автономный округ) и далее в систему магистральных трубопроводов АК «Транснефть».
Разработка месторождения проходит в очень сложной северной климатической зоне с большими перепадами температур от минус 60 зимой до плюс 30 летом. Ванкор находится в зоне распространения вечной мерзлоты с крайне неоднородной структурой. Экономическая составляющая проекта осложнялась также полным отсутствием какой-то бы ни было инфраструктуры.
Ванкорский проект стал одним из самых масштабных в современной России. Для его реализации привлечено более 150 поставщиков оборудования, в том числе 65 заводов-изготовителей. На проекте работают 450 подрядных организаций (включая субподрядчиков). На пике ведения работ в строительстве в нем были задействованы 12 тыс. строителей и 2 тыс. единиц техники. Постоянный персонал «Ванкорнефти» составляет около 2 тыс. человек.
На месторождении уже построены 1 685 объектов инфраструктуры, 148 км промысловых нефтепроводов, 60 км газопроводов, 97 км автодорог, резервуарный парк объемом 140 тыс. кубометров, мини-нефтеперерабатывающий завод (мини-НПЗ) и два современных вахтовых посёлка на 2 тыс. человек. Всего на месторождении планируется пробурить 425 эксплуатационных скважин, из них 307 – горизонтальные.
Среди возведенных объектов – уникальная линия подготовки нефти и сброса воды (УПСВ-Юг), на которой осуществляется разделение смеси нефти, воды и газа и обеспечивается подготовка нефти до товарной кондиции. Полная проектная производительность УПСВ – 13,5 млн. тонн товарной нефти в год, производительность первого пускового комплекса на основе УПСВ-Юг – 7 млн. тонн в год. При этом в России, в основном, применяются линии с объемом подготовки нефти до 3 млн. тонн в год. Линия подготовки, максимально близкая к ванкорской по производительности, построена лишь в рамках проекта «Сахалин-1» и ее производительность составляет 6 млн. тонн в год.
Обеспечением объектов электроэнергией займутся газотурбинная электростанция мощностью 200 мегаватт и две газопоршневые электростанции мощностью по 42 мегаватт. Основной вид топлива этих электростанций – попутный нефтяной газ. Суммарная протяженность линий электропередач всех типов превысит 770 км.
Магистральный нефтепровод от Ванкорского месторождения до станции Пурпе – сам по себе не менее уникальный и масштабный проект. Общая протяженность стальной «нитки» составляет 556 км, из них под землей проложено 330 км. Применение современных антикоррозионных технологий обеспечит безопасную эксплуатацию магистрального нефтепровода в течение 35 лет. Для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов создано 4 поста с современным оборудованием.
Для круглогодичного гарантированного обеспечения транспортировки персонала и грузов проводится реконструкция базового для проекта аэропорта Игарка, находящегося всего в 142 км от месторождения. Ее планируется завершить в сентябре 2010 года. Аэропорт сможет принимать самолеты первого класса (Ту-154, Ил-76, Ил-86) на регулярной основе; в гостинице и здании длительного ожидания смогут одновременно разместиться до 200 человек. Аэропорт активно действует уже сейчас – в 2006-2009 годах через него прошло около 160 тысяч человек, более 3,6 тыс. тонн грузов; выполнено более 12 тыс. рейсов самолетами и вертолетами.
Проект освоения Ванкорского нефтегазового месторождения и строительства магистральных нефтепроводов разрабатывался при участии лучших российских и западных специалистов, имеющих огромный опыт ведения буровых и строительных работ в условиях Севера. Сегодня Ванкор – главная инновационная площадка в нефтяном секторе России, где применяются новейшие технологии бурения и нефтегазодобычи.
При реализации Ванкорского проекта был учтен весь передовой мировой опыт, начиная от внедрения современных технологий и заканчивая природоохранными мероприятиями. Применение всей линейки современных компьютерных технологий проектирования, а также передовые технологии строительства объектов наземного обустройства позволили значительно сократить срок запуска месторождения.
Официальный источник: www.rosneft.ru